Довольно долгое
время активной безопасности автомобиля уделялось не так много внимания, как
следовало бы: человеческий гений был в основном направлен на то, чтобы сделать
машину более быстрой и, одновременно, комфортной для водителя и пассажиров.
Если какие-то разработки в направлении улучшения безопасности авто и велись, то
немногие из предложенных инженерами и конструкторами новаций применялись на
серийных автомобилях. Главный недостаток систем активной безопасности
заключался в их несовершенстве. Когда же человечество вступило в век
электроники, многие из предложенных ранее средств были доработаны и наконец
установлении на автомобили. Одной из таких систем стала антиблокировочная
система торможения – ABS, которой сегодня оснащается каждый выпускаемый для
стран Евросоюза автомобиль. Об этой системе и пойдет речь в сегодняшнем
материале.
Принцип действия
ABS
Предназначение
антиблокировочной системы
торможения заключается в разблокировке колес при
экстренном торможении. В автомобиле без ABS при торможении колеса блокируются,
что может привести к заносу, при этом водитель фактически теряет контроль над
управляемостью машиной. Авто с ABS и без. Авто с ABS в той же ситуации ведет
себя по-другому: система разблокирует тормоза, позволяя колесам вращаться, а
водителю – не терять контроль над управлением машиной.
Например, при
торможении на обледенелом участке дороги автомобиль не уйдет в юз, и водитель
сможет увести его в сторону от препятствия, избежав, таким образом,
столкновения.
Из чего состоит
антиблокировочная система торможения
ABS представляет
собой своеобразный комплекс, состоящий из трех компонентов. Первый – датчики скорости.
Они устанавливаются на ступицах колес и постоянно анализируют, с какой
скоростью вращается каждое колесо. Второй – управляющие клапаны. Эти клапаны
монтируются в магистралях тормозной системы, их функция – регулировать давление
при срабатывании системы ABS. Третий – электронный блок управления, куда,
собственно, и поступает информация с датчиков скорости. Тут эта информация
анализируется, обрабатывается, и в случае надобности, ЭБУ отправляет сигнал в
тормозную магистраль на управляющие клапаны. Эти клапаны, открываясь и
закрываясь, регулируют давление в тормозной системе, и не дают тормозам
заблокировать колеса до тех пор, пока максимальная расчетная скорость
торможения (для каждой модели она уникальна и рассчитывается еще на конвейере)
не совпадет по параметрам с заданной скоростью торможения. Тогда ABS перестает
функционировать и происходит торможение.
Сегодня ABS
различают по количеству каналов: одноканальные (когда тормозное усилие
ограничивается во всей тормозной системе), двухканальная (когда тормозное
усилие ограничивается только по правым или левым колесам) и многоканальная
(когда тормозное усилие ограничивается на каждом отдельном колесе).
Достоинства и
недостатки ABS
Антиблокировочная
система торможения стала эффективным средством активной безопасности, которая
помогла сберечь не одну человеческую жизнь. В этом ее главное достоинство. К
плюсам можно отнести возможность одновременного торможения и маневрирования,
эффективного и безопасного торможения при входе в поворот и выходе из него.
Минусы у этой системы тоже есть. Например, при срабатывании ABS происходит
незначительное увеличение тормозного пути, а также не система не функционирует
на скорости до 10 км/час.
Уже сегодня
антиблокировочная система торможения эволюционирует, превращаясь в сложный
комплекс систем активной безопасности, включающей, помимо ABS, такие системы
как система распределения тормозных усилий, система помощи при экстренном
торможении, система курсовой устойчивости, противопробуксовочная система.
Комментариев нет:
Отправить комментарий